Поиски нулевого меридиана

Становление понятия так называемого "нулевого меридиана" имеет долгую и временами даже драматическую судьбу. Кто только не занимался этой проблемой - мудрецы и короли, светские и сановные вельможи.

Первое упоминание об использовании широты и долготы как системы координат на земной поверхности происходит в трудах Гиппарха Никейского (190-120 г. до н.э.), древнегреческого астронома, географа и математика. Именно он начал определять местоположение земного пункта через астрономические наблюдения.

Но широта места однозначно и сравнительно легко получалась с довольно простых измерений, привязанных к земному горизонту и так называемого полюса мира, а для долготы не было природного измерителя ни на Земле, ни на небе. Поэтому начало отсчета долготы было и остается договорным и длительное время не было общесогласованным.

Сначала пытались "закрепить" начало отсчета долготы к особо примечательным местам на поверхности Земли. По свидетельству энциклопедиста, космографа Венецианской республики, автора более 100 трудов по географии, конструктора небесных и земных глобусов, одного из первых исследователей истории географии Винченцо Корнелли (1650-1718), первый отсчетный меридиан проходил через так называемые Геркулесовы столбы. Так в античные времена называли отвесные скалы с обеих сторон Гибралтарского залива между Пиренейским полуостровом и Африкой. Современные их координаты: 35 ° 58 18 " северной широты и 5 ° 29 09 " западной долготы. Мартин Тирский (I-II век н.э.), географ и картограф, под отсчетным меридианом принимал острова Фортуны или Счастливые острова (современное название - Канарские острова), координаты которых: 28 ° 32 '11 " южной широты, 15 ° 43 17 " западной долготы.

Клавдий Птолемей (87-165 гг. н.э.), древнегреческий астроном, математик и географ, поначалу тоже пользовался отсчетным меридианом Счастливых островов. Но в период 127-150 гг., когда жил и проводил астрономические наблюдения в Александрии Египетской, сместил туда и нулевой меридиан (координаты: 31 ° 12'00 " южной широты, 29 ° 55 00 " восточной долготы). А в 150 г. К. Птолемей закрепил за меридианом "западную границу мир��" - так называемую Точку Ферра (теперь остров Ферро (El Hierro) - самый маленький из Канарских островов).

У древних греков и византийцев "краем мира" считалось современный город Кадис (теперь юго-запад Испании), через него и проходило тогда начало отсчета долготы. У арабских астрономов длительное время нулевой меридиан проходил через крайнюю западную точку Африки. В XV в. одним из его местонахождений были острова Зеленого Мыса (ныне Республика Кабо Верде, координаты: 15 ° 55 ' южной широты, 24 ° 05 ' западной долготы.

Известный польский астроном, математик и экономист Николай Коперник (1473-1543) провел меридиан через замок небольшого городка Фрауенбург (теперь Фромборк, северная Польша), в котором некоторое время жил и работал. 13 июля 1573 года испанский король Филипп II велел измерять долготу на территории всей Испанской империи от меридиана, проходившего через Толедо. Причем, в отличие от практики прошлых лет, когда долгота измерялась на восток (от Канарских островов), теперь ее приказывали отчислять на мероприятие, "потому что это является более естественным и согласовывается с открытием Вест-Индии, которая божьей милостью была нам подарена".

Над поисками прохождения начального меридиана ломал голову фламандский картограф Абрахам Ортелий (1527-1598), издавший в 1570 г. первый в мире географический атлас мира с 53 картами Theatrum Orbis Terrarum (лат. "Зрелище шара земного").

Герхард Меркатор (1512-1594), картографическая проекция которого используется и поныне, также пытался найти на земной поверхности ориентир для отсчета долготы. А голландский картограф Виллем Блау (1571-1638) написал на латинском языке на своем атласе 1635: "направляясь путем Птолемея, выбрали те же острова и среди них Тенерифе, крутая вершина которого покрыта вечными облаками, будет отмечать начальный меридиан".

Немецкий математик, астроном и оптик Иоганн Кеплер (1571-1630), открывший законы движения планет, считал, что начальный меридиан проходит через знаменитую обсерваторию Тихо Браге - Ураниборг (датской "Небесный замок") - обсерваторию, построенную в 1576 г. на острове Вен по близ Копенгагена.

В 1567 г. король Испании Филипп II назначил вознаграждение за решение проблемы определения долготы в открытом море, в 1598 г. Филипп III обещал награду - 6 тыс. дукатов как постоянный вклад, 2 тыс. дукатов в виде пожизненной ренты и 1 тыс. дукатов для помощи каждому, кто сможет "открыть долготу". В 1620-х годах Объединенные провинции Голландии назначили приз в 30 тыс. флоринов за метод точного определения долготы. В XVII в. вознаграждение за то же самое обещали Португалия и Венеция. В 1714 году в Англии был зачитан законопроект об общественном поощрении и материальном вознаграждении в 20 тыс. фунтов стерлингов тому, кто сможет определить долготу на море.

В апреле 1634 года кардинал Ришелье созвал на географический консилиум известных европейских математиков и астрономов для выбора начального меридиана, который могли бы принять все государства. Сошлись на птолемельских островах Фортуны, а точнее, на западном берегу того же острова Ферро. Но именно в это время шла Тридцатилетняя война (1618-1648) и призыв конференции не был услышан. Определенные меридианы время от времени становились своеобразными "пределами" в политических отношениях между странами.

В 1493 г. Папа Римский Александр VI в своей булле "Inter caetera" провел демаркационную линию - "папский меридиан" - через полюса и Атлантический океан в районе островов Зеленого мыса, чтобы разделить сферы влияния двух морских держав. Тордесильязский договор между этими странами - Испанией и Португалией 1494 года сместил линию на 170 км к западу от островов Зеленого Мыса. Теперь это меридиан 49 ° 32 56 " западной долготы. Моря и земли восточнее меридиана отходили во владения королевства Португалии, западнее - королевства Кастилии и Арагона (Испании).

По договоренности, французские корабли не нападали на испанские и на португальские корабли в водах, которые лежали восточнее первого меридиана и севернее тропика Рака (одной из пяти основных параллелей, отмеченных на картах Земли (23 ° 26 22 " к северу от экватора), что определяет наиболее северную широту, на которой Солнце в полдень может подняться в зенит). Чтобы этот первый меридиан стал более известным, по ходатайству Сезара де Бурбона (1594-1665), большого Адмирала Франции, король Франции запретил во все штурманские, гидрографические, рисовальные и гравировальные карты или земные глобусы делать нововведения, или отступать от античного меридиана, проходившего через самую западную точку Канарских островов, и приказал не обращать внимания на новые идеи.

В 1724 г. Королевская академия Франции направила географа и ботаника Луи Фьое провести необходимые измерения для определения долготы Парижа от меридиана, проходившего через остров Тенерифе. Впоследствии были опубликованы результаты работы: долгота Собора Нотр Дам в Париже - 20 ° 2,5 ' восточной долготы от самой западной точки острова Ферро. В 1792 г. Национальное собрание Франции поручило астрономам Жана Батиста Деламбру (1749-1822) и Пьеру Франсуа Андре Мешену (1744-1804) "Измерить Землю" - провести полевые работы по измерению парижского меридиана между испанской Барселоной и французским Дюнкирхеном. Эту "геркулесовая задачу" в условиях французской революции астрономы решали 6 лет.

Как результат их работы в декабре 1799 года был отлит первый эталон метра - одну десятимиллионную часть (1 / 10000000) этого меридианного квадранта по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа решено было принять за "эталон длины для всех времен и народов". Парижский меридиан обозначены на полу здания обсерватории, где он и был определен, а Чудова аллея от Обсерватории до люксембургского сада носит название "аллеи меридиана" и украшена скульптурными группами. А в парижской церкви Св. Сюспильса на полу проведена знаменитая бронзовая полоса "The Rose Line", показывающий точное прохождение меридиана через церковь.

Но и в ХVIII в. все еще не существовало договоренности между странами в отношении нулевого меридиана и всякое государство или даже регион пытались через свой ориентир произвести начальный меридиан. А штурманы в своих путешествиях часто как опорную точку отсчета использовали любой пункт, который встретился им во время плавания. Большинство морских карт того времени имели нанесенными несколько долготных шкал. Когда в середине XVIII в. появились первые публикации эфемерид тел Солнечной системы, они изначально рассчитывались для нужд навигации, от их точности часто зависела жизнь, кто ими пользовался.

Первым начал регулярно выходить с 1767 г. британский "Морской альманах", в котором долготы отчислялись от самой обсерватории, которая и вела вычисления, - так впервые как нулевой меридиан в числе прочих появился и Гринвичский меридиан.

Развитие мореплавания, картографирования, а особенно железнодорожного движения нуждалось в унификации этих величин в масштабах всего земного шара. Интересно, что идею унификации долготы и времени во всемирном масштабе в 1869 г. начал активно отстаивать директор школы из Саратога-Спринс (США) Чарльз Ф. Дауд. А известный канадский инженер Сэнфорд Флеминг (1827-1915), создавший железнодорожную сеть Канады, в один прекрасный день в январе 1876 года опоздал на поезд на Ирландском вокзале, потому что вокзал работал по своему местному времени, а часы инженера показывал канадское время, и была непонятна разница между ними. С тех пор Флеминг начал активно "пробивать" унификацию времени, а значит и согласованную точку отсчета долготы. После решения меридианной комиссии 1884 года большинство стран со временем приняли и поняли удобство единого отсчетного меридиана и общепринятых временных поясов.

Но и сегодня во многих городах мира отмечены памятными стелами, скульптурными группами, медальонами на мостовой, стальными лентами, названиями улиц и даже дворцов, на стенах зданий и на полах средневековых храмов многочисленные меридианы с названиями тех мест, где были точно определенные преимущественно астрономическими методами точные координаты на Земле. Стоит специальный памятный знак на знаменитом меридиане Ферро, и всякий, кто пересекает его, даже получает специальный сертификат.

В Чехии, в маленьком городке Бенатках над Езер в одноименном замке по приглашению императора Рудольфа II жил и работал в 1599 г. известный датский астроном Тихо Браге. Там он определил для наблюдений меридиан, отметки его нашли во время реставрации замка, и теперь бенатский меридиан сохраняется в виде тонкой стальной полосы в одном из залов замка. Имеет памятный знак, установленный геодезистами еще в 1736 году, Эквадор - пересечение тогдашнего нулевого меридиана с экватором - Mitad Del Mundo - Середина мира. В норвежском городе Хаммерфест стоит знаменитая Колонна меридианов как память о попытке определить точную форму и размеры земного шара. Имеет свой меридианный монумент японский город Киото.

Сохранилась традиция установки памятных знаков маркировки важных меридианов. Кроме того, что многие обсерватории имеют такие знаки (Гринвичская, Парижская, Пулковская и др.), поскольку именно там точно ��пределялись земные координаты, устанавливают знаки маркированных и так называемых кратных меридианов. Знак меридиана Kiischpelter Sonnenkreis (Кишпельтский солнечный круг) "6 градусов восточной долготы" расположен в Кишпельти на севере Люксембурга.

"10-ти градусный меридиан" отмечен в Германии дважды - на мосту им. Кеннеди в Гамбурге и в районе Майн-Шпессарт вблизи города Арнштайн. "15-ти градусный меридиан" отмечен в нескольких странах. В немецком городе Герлиц стоит монумент, на котором написано: "15-й меридиан определяет среднеевропейское время, правильный для стран Скандинавии, Центральной Европе, Венгрии, Югославии, Италии, Туниса, Камеруна. Установленный в 1961 г., году первого полета человека в космос".

В Дании на о. Борнхольм гранитная плита указывает на пересечение 15-го меридиана с 55-той параллелью. В Австрии на острове Гмюнд тоже помечена "точка опоры 15-го меридиана. "180-ый меридиан" лишь в нескольких городах проходит по суше. На северо-восточном побережье Чукотки вблизи города Певек стоит ему памятный знак и на острове Тавеуни (Фиджи). На одной стороне фиджийского знака - "вчера", на другом - "сегодня", потому что там проходит линия перемены дат.

7 февраля 2009 года почти в центре Киева на здании Астрономической обсерватории Киевского национального университета имени Тараса Шевченко тоже появилась табличка "Киевский меридиан", потому что именно здесь в 1845 г. впервые в Киеве были определены точные географические координаты на то время высокоточным астрономическим измерительным инструментом - меридианными кругом. Долгое время этот меридиан оставался реперным для геодезических работ и для измерений "киевского времени".

История человеческой культуры состоит не только из достижений художников, она до краев наполнена поисками, ошибками и условностями. Их тоже следует помнить. Все "бывшие" меридианы остались лишь исторической памятью, но без нее невозможно двигаться в новые тысячелетия.

Posted In

Фотогалерея

Авиация

Аэродром на плаву

Несмотря на достижения прогресса, самолеты не могут обойтись без людей на земле или на палубе. 1 января 2003 года авианосец "Авраам Линкольн" после шести месяцев плавания направлялся на родину, но тут началась война в Ираке. Спустя несколько месяцев экипаж работал по 16 часов в сутки, обеспечивая взлет и посадку самолетов F/A-18 Hornet и F-14 Tomcat.

Posted In

Развитие вертолетостроения

Развитию вертолетостроения препятствуют ограничения на использование воздушного пространства и аэропортов, проблемы безопасности и страхования

Несмотря на относительную вялость рынка, наблюдавшуюся в течение последних нескольких лет, для вертолетостроения США и Европы характерен оптимистичный взгляд на экономическую ситуацию 2005 г. Руководители ведущих предприятий отрасли рассчитывают на более благоприятные перспективы реализации имеющихся мощностей и увеличение объемов продаж новых вертолетов.

Posted In

Космический корабль для ��сех

Такова новая цель Берта Рутана, сконструировавшего Voyager, первый самолет, облетевший в 1986 году вокруг света без дозаправки. "К 1908 году было, возможно, десять человек, которые летали на самолете, - говорит Рутан. - В 1912 году таких уже были тысячи. В космосе подобный рывко еще не произошел". Фонд X PRIZE пообещал десять миллионов долларов тому, кто первым построит летательный аппарат, который сможет поднять трех человек на высоту сто километров.

Posted In