Зарубежный опыт либерализации и дерегулирования рынка авиаперевозок

В свете глобальной тенденции к либерализации и дерегулированию рынка авиаперевозок, когда на данном этапе уже ставится вопрос о том, как эффективно осуществлять либерализацию международного воздушного транспорта, а не о том, целесообразно ли это делать вообще, государства постепенно приступают к процессу пересмотра своей политики в сфере регулирования международного воздушного транспорта, определения пути и темпов необходимых изменений.

С учетом позитивного и негативного опыта других стран авиационным властям Российской Федерации также предстоит определиться с возможными направлениями либерализации рынка авиаперевозок. При этом важно заблаговременно оценить некоторые предполагаемые последствия для отрасли и экономики страны в целом, уделяя большое внимание проблемам безопасности полетов и авиационной безопасности, которые должны играть главенствующую роль независимо от используемого типа экономического регулирования.

Значительный интерес в данном вопросе представляет опыт либерализации регионального рынка авиаперевозок Евросоюза, эволюционирующего от "традиционного" подхода, основанного на положениях Чикагской конвенции 1944 г./1, параллельно в двух направлениях:

- либерализация внутриевропейского рынка на основе принципа "единого европейского неба";
- практика заключения странами-членами Евросоюза (как вариант - Комиссией Евросоюза от имени 25 стран-членов) соглашений об "открытом небе" с другими странами. Оба подхода основываются на правилах свободной конкуренции, отсутствии чрезмерного правительственного контроля (вмешательства) в части принятия коммерческих решений заинтересованными авиаперевозчиками.

Нормативно-правовое регулирование проводимых реформ, направленных на создание единого рынка на недискриминационных условиях, поэтапно осуществлялось Комиссией Евросоюза в рамках трех так называемых либерализационных пакетов, разработанных в период с 1987 по 1992 гг. Авиаперевозчики Евросоюза с 1993 г. получили неограниченный доступ ко всем маршрутам внутри региона, а с 1997 г. им было предоставлено право каботажа - коммерческих перевозок между территориями других стран-членов Евросоюза. Так, например, авиакомпания KLM (Нидерланды) получила такое право на перевозки между пунктами Франции.

Либерализация позволила отойти от практики регулирования коммерческих прав на уровне авиационных властей, предоставив авиакомпаниям свободный и недискримина��ионный доступ к региональному рынку при условии соблюдения определенных Комиссией Евросоюза единых нормативно-правовых директив. В основу европейского подхода заложена экономическая составляющая, принятая в рамках европейского законодательства: свободная торговля и конкуренция полезны для развития любого отраслевого рынка и соблюдения интересов потребителей.

Первоначально идея дерегулирования была теоретически обоснована и практически применена в конце 1970-х гг. американским экономистом, руководителем ведомства гражданской авиации США А. Каном. До того времени рынок авиаперевозок США жестко регулировался. Внедрение разработок А. Кана по дерегулированию рынка привело к сокращению числа авиакомпаний, неспособных выжить в новых рыночных условиях.

Posted In

Фотогалерея

Авиация

Аэродром на плаву

Несмотря на достижения прогресса, самолеты не могут обойтись без людей на земле или на палубе. 1 января 2003 года авианосец "Авраам Линкольн" после шести месяцев плавания направлялся на родину, но тут началась война в Ираке. Спустя несколько месяцев экипаж работал по 16 часов в сутки, обеспечивая взлет и посадку самолетов F/A-18 Hornet и F-14 Tomcat.

Posted In

Авиапортал

АвиаПрофСоюз - интернет-проект, дающий возможность познакомиться со всеми вопросами, касающимися современной авиации, в режиме онлайн. На страницах сайта любой желающий может ознакомиться с большим количеством уникальной информации, представленной в таких категориях как авиация, авиа сайт, самолеты, авиаперевозки, аэропорты и авиакомпании.

Posted In

Зарубежный опыт либерализации и дерегулирования рынка авиаперевозок

В свете глобальной тенденции к либерализации и дерегулированию рынк�� авиаперевозок, когда на данном этапе уже ставится вопрос о том, как эффективно осуществлять либерализацию международного воздушного транспорта, а не о том, целесообразно ли это делать вообще, государства постепенно приступают к процессу пересмотра своей политики в сфере регулирования международного воздушного транспорта, определения пути и темпов необходимых изменений.

Posted In